Система мониторинга и диспетчеризации транспорта

EMPTY

Люди, следящие за техническими новинками, все чаще встречают в журнальных статьях упоминание о GPS - глобальной спутниковой системе позиционирования и устройствах, которые используют эту технологию.


На первом месте по частоте упоминания персональные GPS-навигаторы - устройства размером с наладонный компьютер, отображающие положение самого устройства на электронной карте. Гораздо менее известны системы, предназначенные для GPS-мониторинга, хотя по своей практической полезности они могут оказаться гораздо выше, чем GPS-навигаторы.

Что же это такое, GPS-мониторинг?




Основное различие между этими двумя классами GPS-оборудования заключается в том, что персональные GPS-навигаторы отвечают на вопрос: "Где я?", а системы GPS-мониторинга - на вопрос "Где объект?". Понятно, что для бизнес-приложений ответ на второй вопрос намного важнее, чем на первый. Особенно когда речь идет о безопасности дорогостоящих грузов. Системы GPS-мониторинга построены следующим образом. На подвижные объекты (автомобили, корабли, контейнеры и т.д.) устанавливаются специальные устройства - бортовые контроллеры.

Эти устройства получают через спутники информацию о своем местоположении (географические координаты и время). Дальнейшая судьба этой информации зависит от того, является система онлайновой (работающей в режиме реального времени) или офлайновой (режим "черный ящик"). В первом случае информация по беспроводным каналам связи и Интернет отправляется на диспетчерский компьютер, где отображается на электронной карте в виде точки или трека. Во втором - накапливается в памяти устройства и попадает в диспетчерский компьютер после прибытия объекта на место. Таким образом, офлайновые системы отвечают на вопрос: "Где объект был в заданный промежуток времени?", а онлайновые - еще и на вопрос "Где объект сейчас?".

Все, даже самые простые системы GPS-мониторинга отвечают на эти вопросы. Более развитые, к которым относится система Teletrack, производства украинской компании "РКС" имеют ряд дополнительных интересных и полезных функций. Например, к бортовым контроллерам можно подключить датчики (топлива, сигнализации, открывания дверей и т.д.). Тогда помимо информации о местоположении автомобиля можно узнать когда и где автомобиль заправлялся, когда открывали двери грузового отсека. Интеллектуальное программное обеспечение автоматически сообщает диспетчеру об отклонении объекта от заданного маршрута, о выходе за пределы контрольной зоны, о срабатывании датчиков.

В качестве мобильного объекта может выступать автомобиль, железнодорожный вагон, корабль, либо просто перевозимый груз или человек, на котором установлен комплект оборудования GPS. Бортовое оборудование может быть установлено, к примеру, на городском и междугороднем пассажирском и грузовом транспорте, на машинах скорой помощи, такси, инкассаторских и пожарных машинах, катерах, яхтах, грузовых судах… В состав комплекта оборудования входит бортовое устройство Teletrack, которое с помощью орбитальной группировки спутников, по запаздыванию приходящего сигнала определяет свое местоположение с точностью до нескольких метров в любой точке земного шара.

Далее координаты мобильного объекта по GSM-каналу передаются непосредственно потребителю или в диспетчерский центр. Диспетчерский центр необходим, если происходит обработка информации от множества мобильных объектов или когда конечному потребителю требуется непрерывный контроль мобильного объекта, а не только его текущие координаты или состояние. При необходимости такой потребитель может дать запрос в диспетчерский центр и получить всю необходимую информацию. В любом случае координаты объекта, поступая в конечный пункт обрабатываются специализированным программным обеспечением, которое осуществляет их сбор, хранение, анализ и отображение на карте.

Бортовой контроллер системы Teletrack позволяет реализовать различные варианты контроля и учета передвижения транспортных средств. Она будет интересна компаниям, стремящихся к снижению расходов на содержание парка транспортных средств. Экономия может быть достигнута за счет контроля за соблюдением установленных маршрутов и графиков, повышения дисциплины водителей, ликвидации «левых» рейсов и т.п. Бортовое оборудование состоит из двух блоков. Основной блок служит для определения местоположения, хранения, обработки информации и связи с диспетчером. Дополнительный блок служит для голосовой связи и индикации.

Бортовой контроллер Teletrack со встроенным GSM модулем определяет своё местоположение с помощью системы GPS, обрабатывает, эту информацию и передаёт её диспетчеру по каналам сотовой связи GSMGPRS одновременно записывая её во внутреннюю память. С помощью Интернета, или прямого кабельного соединения диспетчерское программное обеспечение позволяет отображать информацию на электронной карте и производить удаленную настройку бортовых контроллеров. Кроме координат, бортовые контроллеры передают направление движения, время, скорость, высоту над уровнем моря и состояние подключенных датчиков, если таковые имеются у пользователя (уровня топлива, температуры, открывания-закрывания дверей и т.п.). Внутренняя память - (черный ящик) бортовых контроллеров хранит 32000 сообщений. Интервал между отправкой сообщений диспетчеру (в единицах времени или расстояния) можно регулировать в широких пределах индивидуально для каждого автомобиля. Диспетчер может также задавать для каждого автомобиля так называемые контрольные зоны, при въезде или выезде из которых, автомобиль передаёт свои координаты и время диспетчеру.

Передача информации по каналу GPRS является самой удобной и экономичной. Затраты на услуги связи не превышают нескольких долларов в месяц на объект даже при очень подробной «прорисовке» маршрута, поскольку программное обеспечение системы Teletrack позволяет оптимизировать трафик передачи данных. При его использовании – достаточно подключить компьютер диспетчера к Интернету. Кроме этого диспетчер может в любой момент отправить запрос о местоположении транспортного средства через SMS или сделать голосовой вызов. При выходе объекта из зоны покрытия GSM (или временном пропадании GSM связи) все данные автоматически записываются во встроенный «черный ящик» и будут сразу же переданы диспетчеру при появлении GSM сети.

Бортовое оборудование системы Teletrack выполнено по модульной конструкции. Благодаря этому сама система может выполнять различные задачи в зависимости от наполнения. Выбрав одну из модификаций, можно оптимально решить поставленные задачи. Система может быть полезна при решении задач транспортной навигации, логистики, охраны, сопровождения грузов и т.д.

Более подробную информацию можно получить <здесь>.